В данной статье будет представлена эволюция самого популярного на данный момент вида самоко-тав - «скутера» (или «кикскутера»).


Точная дата изобретения самоката не установлена, как и дата изобретения колеса, которое по предположению ученых было изобретено в 4-5 тысячелетии до новой эры. На просторах Интернета гуляет огромное количество недостоверной информации об истории самоката. Утверждается, что изображение самоката встречается на древних фресках. Также есть информация, что датой изобретения самоката принято считать 1671 год, когда в Германии некий каретный мастер Михаэль Кесслер (или Касслер) изготовил самокат, который не имел управления и представлял из себя два последовательных колеса, закрепленных на деревянном брусе. Ещё пишут, что в 1791 году во Франции граф де Сиврак изготовил самокат, очень похожий на самокат Михаэля Кесслера, и назвал его «селярифер». Все интернетные истории написаны «под копирку» и имеют, по всей видимости, одного автора, но не имеют документального подтверждения.

А документально подтверждается следущее. В 1817 году летом в Манхайме барон Карл фон Дрез (Karl von Drais) представил, а в 1818 году получил патент (GroЯherzogliches Privileg) на свое изобретение — «машину для ходьбы» (Laufmaschine), приспособление, приводимое в движение отталкиванием ногами от земли и оснащенное седлом и рулем. Это приспособление также имело другие названия: по имени автора - Draisine, в Англии - dandy horse, во Франции - Velocipede, в России - «самокат».

Патент Карла фон Дреза на «машину для ходьбы»

Самокат Дреза из-за своей оригинальности очень быстро завоевал популярность в Англии и в континентальной Европе. Практически ежедневно газеты печатали карикатуры и событийные картинки на эту тему

«Бег велосипедов в саду Люксембурга», 1818 год


«Гонки в Эппининге на дороге Апроад, 4 апреля 1819 года»

Дальнейшее развитие этого изобретения пошло по двум направлениям:

- добавление педалей на ось переднего колеса положило начало конструктивному развитию велосипедов;

- замена сидячего положения на стоячее и постепенное уменьшение колес продолжило эволюцию самокатов.

Совсем недавно изобретение фон Дреза вернулось к нам практически в первоначальном виде. Большую популярность стали приобретать «велосамокаты» (или «беговелы»), предназначенные для самых маленьких велосипедистов.


По одной, тоже неподтверждённой, версии, изобретателем самоката в привычном для нас виде (небольшие колёса, платформа для ног, рулевая колонка) считают пятнадцатилетнего школьника из Лондона Уолтера Линса. Самокатное озарение пришло кЛинсу в 1897 году. Конструкция не была защищена патентом, потому что отец Уолтера считал, что все это — баловство и деньги на оплату патента тратить не стоит. Эта версия более чем сомнительна, т.к. за 80 лет до этой даты были изобретены и всё это время успешно развивались роликовые коньки, которые, без сомнения, «Кулибины» того времени использовали для конструирования своих самокатов. Приведенные далее чертежи из патентов на изобретение, наглядно показывают, как на протяжении ХХ века развивалась конструкция этой «детской игрушки».


Патент складного самоката 1917 годПатент самоката 1918 год



Мальчик с самокатом (справа на фото). Вашингтон 1921 год.11Патент самоката 1924 год
Патент скутера 1925 год.Патент самоката 1941 год.
Самокат 1936 год.БелгияДеревянный самокат на паре роликовых коньков

Изобретателем современного самоката в нынешнем виде, или «скутера», как его сейчас называют (английское название самоката - Scooter, от глагола scoot - бежать стремглав; удирать), нельзя назвать одного человека. Их несколько, а точнее трое - Sieghart Straka, Wim Ouboter и Gino Tsai, и каждый из них имеет право называться изобретателем. Sieghart Straka и Wim Ouboter пренадлежит идея разработки, а Gino Tsai - разработчик и изобретатель всех частей и механизмов современного скутера. Немецкий инженер Sieghart Straka (сейчас владелец компании Ciro, выпускающей одноименные самокаты), с 1993 года работал над конструкцией самоката с двумя передними управляемами колёсами, поворачивающими как у скейтборда, при наклоне деки. В 1995 году он получил за своё изобретение серебряную медаль на Междунаровной выставке изобретений (iENA-1995) в Нюрнберге. Но запустить в промышленное производство и наладить сбыт он не смог, т.к. ручная мелкосерийная сборка в Европе не позволяла опустить стоимость изделия ниже 280 Евро. В 1996 году Straka познакомился со швейцарцем Wim Ouboter (владелец компании Micro Mobility Systems, ныне выпускающей самокаты Micro), который тоже работал в этом направлении. С 1994 года он вынашивал идею разработки удобного и мобильного городского средства передвижения, изучил и отработал конструкции самокатов, начиная с чертежей конца XIX века. Но на доработку изделия не хватало технологических возможностей, а на производство - не было нужных средств.

Их совместная работа продолжалась около года и закончилась тем, что в 1997 году Wim Ouboter приобрел у Sieghart Straka патент на изобретенный им самокат, и начал предлагать эту конструкцию фирмам-производителям спортивных товаров. Конструкцией заинтересовалась американская компания К2, которая перекупила патент и выпустила K2 Trifecta Kickboard, продвигая его под лозунгом «New K2 innovation takes snowboard passion to the streets» (Новинка К2 переместила сноуборд на улицы).


Wim Ouboter понял - чтобы развиваться, одних идей мало, нужно производство, готовое произвести необходимый продукт и предложить его потребителю в готовом виде. Поэтому, он приступил к поиску партнера- производителя.

Wim Ouboter

В 1998 году Wim Ouboter познакмился с Gino Tsai, владельцем компании J.D. Corporation, которая занималась производством алюминиевых деталей и компонентов для велосипедов, располагала собственным производство и необходимыми технологиями.


Gino Tsai

Результатом сотрудничества стал kick scooter Razor (в переводе с английского - «бритва»), впервые показанный в июле 1998 года на выставке WORLD SPORTS EXPO'98 в Чикаго, США.

Американская компания The Sharper Image (занимавшейся каталожной торговлей подарками и электронными приборами) проявила интерес и стала первым заказчиком и распространителем этой технической новинки. Первый заказ составил 4 000 штук.

В 1999 году scooter был с фурором представлен в Европе на крупнейшей спортивной выставке ISPO в Мюнхене (площадь выставки более 18 гектаров). При входе на выставку всем желающим выдавали скутер напрокат, как средство передвижения по огромной территории выставки, демонстрируя его качества - лёгкость и мобильность. Успех был ошеломляющим.


Оригинальный kick scooter Razor компании J.D. Corporation

В 2000 году весь мир увлекся новым оригинальным гаджетом, имеющим исключительные характеристики: легкий вес и большую прочность за счет применения авиационного алюминия, выдерживающего нагрузка в 450 кг без изгиба, а также складную систему, позволяющую моментально несколькими движениями складывать самокат до минимальных размеров (патенты US 6282981, US 6139035, US 6206387)

В 2000-м году kick scooter Razor был признан лучшей игрушкой в мире!

Спрос на скутеры во много раз превышал производственные возможности J.D. Corporation, где выпускалось до 1 млн. скутеров в месяц, и производством подобных самокатов занялись другие производители ( в основном, китайские), внося изменения в конструкцию и обходя патенты изобретателей, а чаще просто скопировав оригинал.

В США, где скутер начал своё победное завоевание мира, и где продавалась большая доля продукции, появилась необходимость упорядочения продаж и борьбы с контрафактом. В 2000 году Gino Tsai и Carlton Calvin, американский бизнесмен, занимавшийся продажей спортивного инвентаря, объявили об открытии официального представительства J.D. Corporation, результатом этого стала регистрация компании Razor USA LLC.

Хорошо заработав на продажах и приобретя некоторые из патентов J.D. Corporation, Carlton Calvin через несколько лет начал сам заниматься разработкой и производством собственной продукции под брендом Razor c измененным товарным знаком (патент 78976034).

Компании J.D. Corporation и Micro Mobility Systems прекратили сотрудничество и начали самостоятельно продвигать свою продукцию и философию торговых марок.

Философия бренда Micro: Настоящий щвейцарский продукт по качеству и по цене.

Философия бренда JD Bug: Передовые технологии и современный дизайн должны быть доступны каждому!


Сейчас есть 3 основных мировых бренда скутеров: JD Bug, Micro и Razor.


В 2003 году компания Спортивная Коллекция начинает сотрудничество с J.D. Corporation и представляет на российском рынке самокаты JD Bug.

В 2010 году компания Спортивная Коллекция начинает производство самокатов под торговой маркой HelloWOOD.