Самокаты подразделяются на три основных вида по стилю катания: детские, городские и трюковые.

Детские самокаты - самый распространенный вид, являющийся средством развлечения для детей. Бывают складные и не складные, двух, трёх, и даже четырёхколёсные. Детские самокаты имеют небольшие размеры и вес. Кроме того, детские самокаты рассчитаны на небольшой вес их владельца.

MAXCITY Snoopy HelloWood HW-2001

Детские самокаты MAXCITY Snoopy и HelloWood HW-2001


Городские самокаты - имею назначение средства передвижения в городе. Городские самокаты, в свою очередь, делятся на несколько отдельных подвидов:

- компактные, имеющие небольшой вес, механизм быстрого складывания- раскладывания, колёса стандартного диаметра и малый размер в сложенном виде. Предназначены для передвижения в городе с использованием городского транспорта.

- скоростные, имеющие увеличенные колёса, большую платформу и высокий руль. Предназначены для передвижения на большие расстояния с нечастым использованием или без использования городского транспорта.


Городской компактный самокат HelloWood HW-2006 Городской скоростной самокат MAXCITY Truck

Трюковые самокаты - самый молодой из видов, предназначен для экстремального катания и выполнения трюков. Имеют усиленную конструкцию, рассчитанную на повышенные ударные нагрузки. Самокат JD Bug MS-130B является прародителем направления трюковых самокатов. Обладая такими свойствами, как большая прочность и малый вес, он стал основным инвентарём зарождения нового и быстро прогрессирующего вида спорта - «кикскутеринг».


Современный самокат состоит из ряда составных частей, имеющих технические различия для разных стилей катания:

Платформа для ног (или дека) - ровная поверхность, предназначенная для расположения ног на самокате. Поверхность платформы покрыта абразивной «шкуркой», предотвращающей соскальзывание ног Длина деки бывает от 30.0 до 62.0 см, а ширина от 8,5 до 18 см, и зависят они от назначения самоката. Детям требуется более короткая платформа, чем взрослым. Небольшая платформа существенно уменьшает размеры компактного самоката.

Для скоростного самоката, наоборот, применяется более длинная и широкая платформа, позволяющая удобно становиться на неё двумя ногами. Для трюкового самоката большие размеры платформы помогают контролировать приземление после прыжков, а меньшие размеры - выполнять более сложные трюки. Оптимальной длиной самоката для взрослых считается 45—50 см.

Рулевая стойка - предназначена для управления самокатом. Бывает цельной или регулируемой по высоте, а также со складными ручками.
Цельная рулевая стойка
Рулевая стойка со складными ручками и регулируемая по высоте
Высота рулевой стойки бывает от 42 до 109 см.

Все городские самокаты оснащены складным механизмом для удобной перевозки на общественном транспорте. Соответственно, рулевые стойки обычно являются телескопическими, т. е. складными. Это также позволяет адаптировать высоту изделия под рост владельца.

У трюковых самокатов чаще всего рулевые стойки не складные, а если складные, то обязательно имеют усиленные элементы.

Грипсы для ручек самоката бывают двух видов. Мягкие изготовлены из пенополиуретана, обеспечивают комфортный хват и применяются на большинстве самокатов. Твердые грипсы изготавливают из резины, и применяют, в основном, на трюковых моделях, где требуется повышенная износостойкость.

Складной механизм - приспособление складывания самоката для его удобной транспортировки. Обычно самокаты снабжены системой быстрого складывания одним-двумя движениями. На трюковых самокатах, как правило, система складывания отсутствует, так как агрессивная езда способствует расшатыванию креплений и, соответственно, потере качества катания и выходу из строя самого самоката


Самокат в сложенном виде Складной механизм

Колеса

В зависимости от цели и особенностей использования, самокаты оснащают двумя или тремя колеса-ми.Традиционно самокаты для детей имеют три (два сзади и одно спереди) или четыре колеса для устойчивости и безопасности ребенка.

Модели для подросших детей и взрослых имеют два колеса. Такие самокаты считаются наиболее быстрыми и маневренными

В зависимости от конструкции самоката, а также от покрытия и стиля вождения, для которых он предназначен, применяются колеса различного диаметра.
Диаметр колес, в основном, от 80 до 230 мм (хотя, бывают и до 530 мм).



Например, для спортивных самокатов оптимальными считаются совсем небольшие колеса диаметром от 100 до 125 мм. Такие колеса делают самокат наиболее устойчивым, что позволяют выполнять трюки любой сложности.

Для компактных городских самокатов используют колёса от 100 до 130 мм., меньший диаметр позволяет уменьшить размер самоката, а больший диаметр - увеличить скорость передвижения.

Для прогулок по городу и передвижений на большие расстояния больше подходят модели с большим диаметром, от 130 до 230 мм. Такие самокаты очень быстро разгоняются. Чем больше колесо - тем менее заметны неровности покрытия, а следовательно - комфорт катания.

Колёса также различаются по твердости и имеют цифровое обозначение. И твёрдые , и мягкие колёса имеют свои преимущества и недостатки. Поэтому выбор твердости колес основывается на личных предпочтениях.

Мягкие колеса имеют высокую амортизацию и надежное сцепление с дорогой. Однако, мягкие колеса больше подвержены деформации и износу. Твердые колеса долговечнее, быстрее набирают и лучше держат скорость, но имеют хуже сцепление и передают все неровности покрытия.

Твердость колёс надо подбирать и с учетом веса владельца самоката. Чем больше вес владельца, тем более твердые колёса необходимо применять.

Подшипники

В самокатах используются подшипники 608-го типоразмера, точно такого же, как в роликовых коньках и скейтбордах.

Подшипник 608ZZ


ABEC (абек) - аббревиатура от Annular Bearing Engineering Committee, что означает «Инженерный комитет производителей подшипников». Это стандарт изготовления подшипников, на подобие нашего всем знакомого обозначения «ГОСТ». Цифры (от 1 до 9), следующие за АВЕС обозначают стандарт точности прецизионных подшипников. Например, стандарт АВЕС-1 допускает радиальное биение 8 мкм (микрон, 1/1000 мм), а стандарт АВЕС-9 - 1 мкм.
Подшипники 608ZZ

Чтобы представить, что эти размеры представляют из себя, можно сравнить с бактерией, размер которой от 1 до 5 мкм. Чем выше точность подшипника, тем потенциально больше скорость вращения, но ниже стойкость к воздействию влаги и пыли, а следовательно - короче срок службы. Обозначения на подшипниках CARBON (углерод) и CHROM (хром) указывают на изготовление подшипников соответственно из углеродистой и хромированной стали. Оба метода улучшают твердость, а следовательно, прочность подшипников.

Тормоз.

В конструкции самокатов применяют ножной тормоз, реже - ручной. Ножной тормоз считается наиболее эффективным и простым способом торможения, поэтому им оснащено подавляющее большинство самокатов. Ножной тормоз обычно совмещен с крылом заднего колеса. Нажимая на крыло с различным усилием, можно регулировать скорость остановки самоката.

Если крыло пластиковое - то тормозом служит металлическая накладка на его внутренней части. Известные производители само крыло делают из металла. Это увеличивает стоимость, но также увеличивает надёжность тормоза.


Ножной тормоз


Также самокат может комплектоваться дополнительными элементами:

Ремень для переноски. Применяется в самых компактных моделях городских самокатов, упрощает переноску самоката в сложенном виде.

Ремень для переноски

Подножка. Применяется в моделях городских самокатов для их парковки в вертикальном положении.

Подножка

Амортизатор переднего колеса. Применяется в детских и городских моделях самокатов. Амортизатор поглощает вибрацию и удары, передаваемые от неровностей покрытия на рулевую стойку и платформу

Амортизатор