Слово скейтборд образовано сочетанием skate (от англ. "кататься") и board (англ., доска). Сокращенная вариация - скейт. Скейтборд - доска различных форм, на четырех колесиках. Подвески скейтборда определяют динамичное состояние колесиков, позволящее производить наклоны и повороты в ту или иную сторону при скейтинге (катании на скейте).

Есть три основных вида скейтборда: классический, слаломный и лонгборд.

Задачей классического скейтборда является агрессивное, трюковое катание по различным фигурам в скейтпарках и в городе, всевозможные слайды по рейлам, парапетам и граням, прыжки с различными комбинациями вращений доски или райдера.

Слаломные доски - это самые небольшие по размеру доски длиной 60-70 см. Форма сделана в виде "рыбки" или "лодочки". Дека плоская без конкейва. Большие колёса располагаются на узких подвесках, что придаёт такой конструкции повышенную маневренность. На таких досках ездят быстрым "зигзагом", легко поддерживая желаемую скорость. Основное предназначение таких досок - соревнования по слалому, скоростному объезду выставленных знаков.

Лонгборд (англ. longboard) — это отдельная ветка развития скейтборда, акцентом которой является скорость, устойчивость, улучшенные ходовые качества доски, в отличие от классического. Из особенностей лонгборда можно отметить удлинённую, колёсную базу и деку, более мягкие и увеличенные колёса.

Подобная конструкция лонгборда позволяет райдеру развивать большие скорости, чувствовать себя на доске более стабильно, при этом двигаться мягко, практически не замечая мелкие дефекты асфальта. В отличие от классического скейтборда, деки для лонгборда имеют более свободный дизайн своей формы и профиля, а подвески некоторый выбор по ширине колёсной базы и своей конструкции. Подобные вариации делят лонгборды на подвиды, присущие определённым дисциплинам катания.

Скейтборд состоит из ряда составных частей, имеющих технические различия для разных типов местности и стилей катания:

1. BOARD, DECK — доска, дека. Изготавливаемая из твердых пород древесины, лучшей из которых является канадский клён.

У деки особая изогнутая форма (конкейв), она согнута поперёк, а также загнуты ноус и тейл (перед и зад). Конкейв деки выполняет две основные задачи:

- повышение прочности;

- улучшение управляемости.

Стандартная дека состоит из 7-9 слоёв дерева, которые проклеиваются и спрессовываются. Меньше слоёв - дека легче, больше слоёв - дека прочнее.

С верху на деку наклеивают покрытие (grip tape).

Деки различаются по размеру: длина доски колеблется от 22 до 33 дюймов (56 - 84 см), а ширина от 6,5 до 8,3 дюйма (16,5-21 см).

Основные свойства

Дека должна быть прочной, чтобы выдерживать вес райдера, который часто давит в одну точку, перенося вес тела на одну ногу, или когда райдер выполняет слайд (скользит на деке по какой-либо поверхности). Нагрузка увеличивается от вибрации и в моменты приземления.

Дека должна быть легкой, чтобы райдер затрачивал меньше сил на её разгон и подъём.

Дека должна быть упругой. Упругость - это свойство материала возвращаться в исходное неизмененное состояние, после прекращения действия на него силы.

Упругость важна по двум причинам. Во-первых, чем ниже пластичность материала, тем выше его хрупкость. А во-вторых, упругие свойства деки позволяют делать более эффектные трюки, взлетая выше, пружиня на деке.

Лучше всего этим свойствам соответствует древесина твёрдых пород (клён, ясень, бук, береза), среди которых явным лидером является клён. А среди пород клёна - канадский (или американский) клён, называемый также Hard maple, Acer saccharum, Acer nigrum.

(Подробно свойства клёна описаны в разделе «Материалы»).

Деки делают не из цельного куска древесины, а из нескольких слоёв. Это позволяет улучшить все характеристики за счет применения специального клея (состав которого все изготовители держат в секрете), и придать деке необходимую форму (конкейв).


Деки скейтбордов, проиводимых и поставляемых СК изготовлены:

1. Из канадского клёна - HelloWOOD (все модели), СК (Man, Boots, Muza, Zipper),Labeda (LAB55, LAB50);

2. Из 50% канадского и 50% китайского клёна - СК (Toxic, Krol, Rat, Paint, Mixer, Night);

3. Из китайского клёна - СК (все остальные модели), MaXcity (все модели), Roller Derby (LAB30);

4. Из твердых пород древесины (бук, ясень, береза) - Roller Derby (LAB20).


2. TRUCK — подвеска. Металлический, чаще из алюминиевых сплавов, компонент, который крепится к нижней части деки. К подвеске прикрепляются колеса.

Конструкция подвески сконструирована таким образом, что при наклоне деки, колеса поворачивают в сторону наклона. Подвески возможно регулировать, чтобы поворачивать на разных скоростях и градусах и при разном усилии.

Ширина подвески колеблется от 127 мм (5") до 216 (8,5'') мм. Общепринято, что подвеска должна быть такой длины, чтобы колёса не выступали за края деки.

Чем шире доска, тем шире подвески. Широкие подвески более устойчивы на высоких скоростях, а узкие - более маневренны и управляемы.

Основные свойства

Трак должен быть прочным, чтобы выдерживать нагрузки, передаваемые ему от райдера через деку, от поверхности качения через колёса, и непосредственно на корпус при граиндах (скольжении по чему-либо на подвеске).
Наиболее прочными, но более тяжелыми являются стальные подвески, наиболее лёгкими, но менее прочными - подвески из алюминиевых сплавов.
Трак должен иметь упругий, регулируемый амортизатор (cushion) или другую систему, например, как у подвесок SIESMIC.

Подвеска CODE VIRUS

На всех моделях HelloWOOD установлена усиленная стальная подвеска CODE VIRUS (США). На моделях Labeda LAB55 и LAB50 установлена подвеска Labeda XXX PRO.

На всех остальных моделях установлена стандартная алюминиевая подвеска.

Подвески SIESMIC (США) кардинально отличаются от традиционных подвесок с PU амортизатором. Они имеют запатентованный пружинный механизм, который более эффективен и более точно настраивается под требовательного райдера.

Подвеска SEISMIC

3. WHEELS — колеса. Изготавливаются из полиуретанового композита. Различаются по размеру (диаметр и ширина) и твердости.


Диаметр от 48 до 56 мм., бывает до 60 мм.

Чем больше диаметр колёс, тем выше скорость и проходимость, но больше вес и меньше маневренность (из-за возможного соприкосновения колеса с наклоненной декой).


- Малый диаметр (48 - 50 мм)

Хорошо подойдёт для ровных покрытий типа свежего асфальта, мрамора с мелкими стыкам, гладкого пола крытого скейтпарка.


- Средний диаметр (51 - 53 мм)

Оптимальный вариант для нормального уличного асфальта среднего качества, для мрамора и гранита с небольшими трещинами, а также покрытий скейтпарков.


- Большой диаметр (54 - 56 мм)

Вариант для катания в рампе, для плохого асфальта, грязного, пыльного покрытия, для покрытий с трещинами, сколами и т.п.



Ширина колес от 30 до 42 мм

Узкие колёса лучше подходят для очень хороших покрытий и скейтпарков. На них лучше выполнять граинды (скольжение на подвеске).

Широкие колёса, соответственно, лучше подойдут для улицы и плохих покрытий.


Также колёса бывают разной жесткости от 78А до 102А.

Мягкие колёса смягчают удары и не такие скользкие, как твердые, но быстрее теряют скорость. Твердые колёса более скоростные, но их тяжелее контролировать.

Колёса устанавливаются на той части подвески, которая называется hanger и закрепляются гайками.

Колеса HelloWood


4. GRIP TAPE — верхнее покрытие деки, представляющее из себя абразивную пленку с клейкой поверхностью, которой она наклеивается на деку «Грип тейп» позволяет ногам не соскальзывать с доски и выполнять различные трюки.

5. BEARINGS — подшипники. Отвечает за скорость и накат в движении скейта. По два подшипника вставляются в каждое колесо, и крепятся к подвескам гайками. Втулка между подшипниками распределяет нагрузку

Подшипники бывают разного класса точности (как правило, от ABEC1 до ABEC7). К их прочности предъявляются повышенные требования, т.к. они работают в условиях постоянной ударной нагрузки и поперечной нагрузки.

Подшипники 608ZZ

В скейтбордах HelloWOOD применяются хромированные ABEC7 и ABEC5, имеющие повышенную твердость и низкий коэффициент трения.

В моделях Labela LAB55 и LAB50 применяются ABEC9 и ABEC7 фирмы BEVO (США), одного из лучших производителей подшипников.


6. RISER PAD и SHOCK PAD — подкладки под подвески бывают различной высоты. «Райзеры» предназначены для увеличения высоты олли за счёт уменьшения угла соприкосновения между хвостом скейтборда и асфальтом во время щелчка. «Шокпэды» - предназначены для смягчение удара при приземлении с трюков. Помогают продлевать срок службы доски, подвесок, уменьшают нагрузку на ноги, имеет небольшой эффект райзеров. «Райзеры» и «шокпэды» используют вместе для получения двойного эффекта.

7. CUSHION — PU амортизаторы на подвесках. Обеспечивают регулирование и смягчают приземление. Бывают разной твердости. Подбираются индивидуально, в зависимости от веса и стиля катания райдера.

Технологии скейтборда

Скейтборд практически не меняется с 70-х годов прошлого века, когда произошли революционные изменения в скейте: появилась слоёная дека с конкейвом, полиуретановые колёса и траки из алюминиевого сплава.

С тех пор было немало попыток внести изменения в конструкцию скейтборда. Архивы патентных бюро переполнены изобретениями, но ни одно из них не смогло изменить гармонично сбалансированную конструкцию скейта.

Скейт смог сохранить свою демократичность. Доска крутого распиаренного прорайдера, зарабатывающего миллионы своими трюками, ничем технически не отличается от доски любого начинающего скейтбордиста. Ну, разве что, подбором более качественных и индивидуально настроенных компонентов.

Эта демократичность и дает такую популярность скейтбордингу, где для достижения результата нужны собственные силы, а не дорогущее оборудование.

Дека

Основной технологической тонкостью в производстве деки является клеевой состав, посредством которого соединяются слои шпона, и который, наравне с качеством древесины, придает деке необходимые свойства: прочность, упругость и лёгкость.

Конкейв

Конкейв - это загиб боковых кромок, мыска и хвоста деки. Эти загибы делают доску прочнее, одновременно облегчая контроль. Итак, перед конструктором деки две задачи: повышение прочности и улучшение управляемости. Подход компании в данном случае следующий: в первую очередь создается модель, на которой отрабатывается форма, позволяющая наиболее точно контролировать деку ногами. И лишь затем конструкторы оптимизируют полученную форму с учетом прочностных требований. В процессе производства, конквейв получают пресс-формованием слоёв деки с нанесением клеевого состава. Технология настолько точна, что компания гарантирует идеальную повторяемость характеристик дек с одинаковыми геометрическими параметрами. Все деки имеют колесную базу, точно соответствующую типу конквейва. Загиб в мыске и хвосте деки идеально оптимизирован дня энергичного щелчка.

Подвески

Самыми технологичными из применяемых подвесок, являются подвески фирмы SIESMIC (США).

Подвески SIESMIC кардинально отличаются от традиционных подвесок с PU амортизатором. Они имеют запатентованный пружинный механизм, который более эффективен и более точно настраивается под требовательного райдера. Настройки сохраняются долго, в отличие от PU амортизатора, настройки которого сбиваются с быстрой потерей упругости.

Подшипники

CARBON (углерод) - подшипники, изготовленные из углеродистой стали, отличающейся более высокой твердостью и прочностью, что увеличивает срок службы подшипников скейтборда, работающих в условиях боковых и ударных нагрузок.

CHROM (хром) - подшипники, изготовленные из хромированной стали. Хромирование является качественным и дорогим процессом, значительно увеличивающим твердость поверхности стали и повышающим сопротивление коррозии.